Инструменты страницы

Дополненный теизм - 2. Классический теизм

4

Итак, классический теизм — система взглядов, которая признаёт истинность минимального теизма и добавляет к нему ряд положений. Разумеется, добавление положений обосновано аргументами и ссылками на Священное Писание и Предание. Но оно делает значение понятия «теизм» не необходимым. Классический теизм добавляет четыре положения к минимальному теизму.

(4) (Классический теизм) Бог обладает следующими атрибутами:
(а) Простота: он не состоит ни из каких частей;
(б) Вневременность: он не находится ни в каком временном промежутке и не движется во времени;
(в) Неизменность: он внутренне и внешне не изменяется;
(г) Бесстрастность: ничто не может быть причиной действий Бога, Он причинно неуязвим.

Рассмотрим все четыре добавления подробно.

5

Атрибут (а) есть утверждение Бога как метафизически простой сущности. Бог не состоит из своих собственных частей. Собственная часть — это часть сущности, которая нумерически отличается от самой сущности. Если про какую-то часть можно сказать: «она есть у сущности, а не она сама является сущностью», то такая сущность не простая, а сложная. Если Бог метафизически прост, то не существует части Бога, которая нумерически отличалась бы от него самого.

Это значит, что у него нет свойств. Бог не экземплифицирует никакие нумерически отличные от него части, а значит у него нет и свойств. Почему это так? Если бы Бог состоял из частей или у него были бы свойства, то для того, чтобы быть таким какой он есть, он зависел бы от этих частей или свойств. Согласно (2) Бог не может быть зависимым от чего-либо (он «пределен»), а, следовательно, не может быть носителем свойств. Таким образом любая приписываемая Богу характеристика должна быть нумерически тождественна ему. Нумерическое тождество — утверждение, что какая-либо сущность та же самая, что и другая. Важно не путать с качественным тождеством — утверждением, что какая-либо сущность такая же, как и другая. Например, Богу приписывается то, что он Благой. Если это так, то это неверно — Богу приписывают онтологически отличное он него самого свойство, которое он экземплифицирует.

Если мы приписываем Богу (а) и считаем основания для этого убедительными, то мы должны считать, что Бог тождественен своей благости, равно как и всем другим характеристикам, ему приписываемым. Далее, если мы считаем логику надёжным познавательным инструментом, то мы должны заключить, что все свойства Бога тождественны не только Богу, но и друг другу. Транзитивность: «Если A=B и A=C, то B=C».

Сегодня мы обсуждаем четыре атрибута Бога: простоту, вневременность, неизменность и бесстрастность. И первый же атрибут говорит, что у Бога не может быть каких-либо свойств. Как обойти эту ситуацию? Почему нельзя назвать классический теизм противоречивым уже здесь и сейчас? Оттого, что мы аккуратно использовали слово «атрибуты» проблема не исчезла. Необходимо точно установить, какова природа четырёх сущностей, постулируемых в рамках (4). Кажется, что единственный путь здесь — утверждать, что атрибуты качественно отличаются друг от друга и от Бога, но нумерически тождественны между собой и Богом. Это же позволяет нам отличать благость, всемогущество и так далее. При наличии качественного различия (все эти сущности не такие же, как Бог) сохраняется нумерическое тождество (но они то же самое, что и Бог).

Фома Аквинский находит все доводы, чтобы принять то, что обсуждается в этом параграфе:

«У всякого простого есть его бытие и то, что оно есть, — одно; ибо если в нём будет одно и другое, простота уничтожится. Но Бог абсолютно прост, как доказано. Следовательно, само бытие — благо, и оно есть не что иное, как сам Бог. Следовательно, Бог есть сама благость». «Сумма против язычников», 1. 28; пер. Т. Ю. Бородай.

Также Блаженный Августин, исходя из, по всей видимости известных ему неоплатонических трактовок учения о простоте Единого, пишет:

«Бог, правда, называется множественными именами: великий, благой, премудрый, блаженный, истинный (и любое другое имя, что высказывается подобающим образом); но Его величие есть то же, что Его премудрость (ибо Он велик не размером, но добродетелью), Его благость есть то же, что Его премудрость и величие, а Его истина есть то, что есть всё это. И в Нём одно и то же — быть блаженным и быть великим, или премудрым, или истинным, или благим, или быть Самим в целом». «О Троице», 6. 7. 8; пер. А. А. Тащиан.

Также и Ансельм Кентерберийский в «Прослогионе»:

«Жизнь и мудрость и всё остальное не части Твои, но все вместе они — одно, и каждое из них целиком есть то же, что и Ты и что всё другое из них в отдельности». «Прослогион», 18; пер. И. В. Купреева.

Раз нет нумерического различия между Богом и его свойствами, и также все его свойства тождественны между собой, то Бог метафизически прост.

6

«Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, — Святой имя Его …» (Ис 57:15).

Атрибут (б) также следует из понятия предельности, присутствующего в минимальном теизме. Этот атрибут специфицирует то, что Бог вечен, то есть никогда не было момента, когда Бога не было, и Бог будет всегда. У. К. Лейн в главе «Божественная вечность» в «Оксфордском руководстве по философской теологии» (российское издание: 2013) пишет, что есть как минимум два способа, которыми можно понимать вечное существование.

(AT) Вневременное (атемпоральное, внетемпоральное) существование. Бог совершенно трансцендентен времени и лишён какой-либо темпоральной локализации и протяжения.
(FT) Всевременное существование. Бог существует всевременно — он существует на протяжении беспредельного времени. Темпоральная протяжённость Бога есть, но не имеет начала и конца.

Ключевым моментом здесь является отношение Бога ко времени. Если верно (FT), то Бог имеет опыт прошлого, настоящего и будущего. Фраза «сейчас Бог есть» является буквальной истиной в этом случае. Если же верно (AT), у Бога нет прошлого, настоящего и будущего. Если мы говорим, что «Бог есть», то он есть в том же смысле в каком есть, например, числа — во вневременном смысле.

Как видно (AT) и (FT) противоречат друг другу. Какой же способ вечного существования приписывает Богу классический Теизм? Классический теизм уточняет вечность, утверждая вневременность (AT). Подробно на этом останваливается Р. Т. Муллинс в главе «A Model of Classical Theism» в «T&T Clark Handbook of Analytic Theology» (2021).

Опишем вневременное существование чуть более подробно. Бог вне времени — он не испытывает на себе последовательность происходящих событий в рамках своего божественного существования. У него нет временного местоположения, т. е. он никогда не находится «в какой-то момент времени». И у него нет временной протяжённости — нельзя сказать, что Бог существует с такого-то по такой-то момент времени. Атрибут (б) говорит, что существование Бога несовместимо со временем. Можно осторожно утверждать, что только его деятельность способна вызывать «датируемые события».

Фома Аквинский, доказав божественную простоту и неизменность (будет обсуждаться в следующем параграфе), переходит к доказательству вечности («Сумма теологии», Ia, в. 10):

Бог прост или Бог неизменен;
Если Бог прост или Бог неизменен, то Бог не темпорален;
Следовательно, Бог не темпорален.

Так как темпоральность и вневременность противоречат друг другу, а Бог не темпорален, то Бог вневременен. Доказательство столь же изящное, сколь и спорное. Тем не менее в классическом теизме утверждается божественная вечность и понимается как вневременное существование.

7

Первый повод приписать Богу атрибут (в) состоит в том, что любые изменения «ценностно нагружены». Когда что-то изменяется, оно становится «лучше» или «хуже». Бог не может, таким образом, измениться по своей сути. Если бы он меняясь становился лучше, то это означало бы что он был несовершенен до изменения. А так как нельзя стать лучше совершенства, Бог не может стать лучше. Если бы он становился хуже, то он тут же переставал бы быть Богом.

В дополнение к этому можно сказать, что любое изменение означает включённость хотя бы в какую-то временную шкалу. Сама возможность изменения означала бы, что Бог был одним в момент t1 и стал другим в момент t2. Попытаться оспорить это утверждение почти невозможно, так как если Бог был в состоянии X и стал в состоянии X`, то оценить разницу между этими состояниями мы можем относительно друг друга, а раз эти два состояния можно сравнить, то какое-то из них есть в один момент времени, а другое — в другой. Если же мы предполагаем, что Бог вневременен, то такое просто не мыслимо — он не существует в каких-либо моментах времени.

8

Наконец, атрибут (г) утверждает, что на Бога не может действовать нечто внешнее по отношению к нему самому. Бог не может быть «причинно изменён» в результате внешнего воздействия, так как это выведет его из совершенного состояния, Бог вообще неизменен согласно (в).

Также предельность Бога означает, что на него попросту нечему воздействовать. Таким образом Бог не может находиться ни в каких отношениях с любой внешней к нему сущностью. Также он не может испытывать никаких внешних воздействий в т. ч. и каких-то эмоций, которые могли бы быть порождены событиями извне Бога. То есть Бог бесстрастен в самом прямом и точном смысле этого слова.

9

Классический теизм даёт очень обоснованную концепцию Бога. К тому же он имеет глубокие корни в истории основных теистических религий. Собственно, похоже, богословы со времён Августина просто исходили из того, что вера — это убеждённость в истинности положений, составляющих классический теизм. Мы верим, что Бог необходимо существует и он простой, вневременной, неизменный и бесстрастный.

Однако классический теизм — не единственный дополненный теизм. И сейчас самое время перейти к неоклассическому теизму. Эта система взглядов возникла в тот момент, когда современные философы и теологи обратили внимание на то, что Бог, представленный в (4), не похож на какого-то другого Бога, каким его хотелось бы видеть этим мыслителям. Например, на Бога из Священного Писания. В книге «The God of the Bible and the God of the Philosophers» (2016) Элеонора Стамп пишет: «В классическом теизме […] Бог неизменен, вечен и прост. Он лишён всякой потенции, неспособен на какую-либо деятельность и недоступен человеческому познанию. Описанный таким образом Бог классического теизма выглядит очень отличающимся от Бога Библии».

В следующий раз мы обсудим именно неоклассический теизм, другой вид дополненного теизма, отвергающий четыре атрибута, обсуждавшихся сегодня, и предлагающих четыре других взамен.

Автор: Иван Девятко